Живопись Алексея Жемчужникова
Выставка «А. Жемчужников. Живопись. Графика» начала свою работу в Галерее Дома музыки 29 февраля.
Странная, мистическая дата - последний день високосного года, как нельзя
более точно подходит для вернисажа этого загадочного и почти не известного
широкой публике художника. С ним вообще связано много удивительных моментов,
плохо укладывающихся в рамки привычных представлений. Во-первых, это первая в
жизни Алексея Жемчужникова, давно завоевавшего признание за рубежом,
персональная выставка в России, что тоже странно и необычно для нашего времени,
когда продвижение собственного
творчества считается залогом успешности и популярности художника. Между тем, в
его «активе»- выставки в Швейцарии, Великобритании, США, Италии. И не просто
выставки, а вполне успешные. И, кстати, не только выставки: в 2001 году он
участвует в Международной биеннале во Флоренции и становится лауреатом премии
имени Лоренцо Медичи, а также -
обладателем серебряной медали и почетного диплома. Мастерство живописца
и графика, богатство художественной фантазии, изысканная стилистика рисунка не
оставили равнодушными искушенных судей этого престижного художественного
форума. Кстати, одной из двух представленных во Флоренции работ, был портрет
Татьяны Жемчужниковой, жены художника и его излюбленной модели, тоже художника
– тонкого и искушенного. Татьяна – самый авторитетный советчик и критик,
пожалуй, единственный человек, которому позволено анализировать и «раскладывать по полочкам»
творчество Алексея…
Еще один удивительный факт его биографии: по родству
художник имеет самое прямое отношение к
братьям Алексею, Владимиру и Александру Жемчужниковым, поэтам, публицистам и
сатирикам, создавшим в середине ХIХ века в соавторстве с
Алексеем Константиновичем Толстым знаменитую мистификацию и самую удачную маску
в русской литературе - Козьму Пруткова. Дворянский род Жемчужниковых- вообще
очень старинный, внесен в YI
часть Родословной книги Орловской и Калужской губерний; известно имя Василия Жемчужникова, воеводы в Вятке в 1616
году; потомки его были стольниками и стряпчими. Анна Жемчужникова, сестра
авторов Козьмы Пруткова, была женой Калужского губернатора Арцимовича.
Известный своими прогрессивными взглядами Алексей Михайлович Жемчужников, был
близко знаком с декабристом Батеньковым… Вот такие невероятные исторические
факты есть в родословной художника. Прямо иллюстрация к одному из афоризмов
Козьмы Пруткова: «Что есть лучшего?
Сравнив прошедшее, свести его с настоящим».
Вероятно, логически продолжая линию своих предков, Алексей Жемчужников унаследовал от них философский склад ума, склонность к ассоциативному мышлению, остроумие и изящество мысли. Всё это легко и органично совпадает с мастерством, прекрасной изобразительной школой, полученной в ЛВХПУ – тогда –Ленинградском Высшем Художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. Ныне там же, теперь – в Санкт-Петербургской Академии Промышленного Искусства имени Штиглица, - учится его сын Макар.
Живопись Алексея Жемчужникова –это либо поэтизация обыденной повседневности- «интимный реализм», либо- реализм магический, с элементами мифологии, с аллегориями и аллюзиями, с метафорами и цитатами. Однако,вмыставка в галерее Дома музыки –свидетельство приоритета графического начала в авторском почерке художника. Всё разнообразие техник: от карандашного рисунка –до офорта и изощренной сложносочиненной смешанной техники, зачастую удивительным образом напоминающей офорт, воскрешает в памяти гениальные работы Рембрандта, Веласкеса, самого Леонардо. В таком смелом сопоставлении имен нет ни малейшего преувеличения: Жемчужников сознательно стремится к синтетическому освоению культуры, к органическому слиянию различных художественных языков. Точность руки и безукоризненное изящество линии, помноженное на духовный максимализм, постоянное стремление к внутреннему росту, на углубленную, почти лабораторную, –исследовательскую работу, эксперименты с различными техниками, поиски смыслов – всё это требует уединения. «Служенье муз не терпит суеты»…
Становится понятным и своеобразный эскапизм художника. Между суетой самоутверждения и спокойным, углубленным, строгим–на грани аскетизма – отшельническим погружением в искусство, он выбирает второе. Не думая при этом ни о званиях, ни о популярности своего имени. Время расставит всё по своим местам: «Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого человека далеко продолжительнее собственной его жизни»(К. Прутков).
В заключение хочется вновь процитировать Козьму Пруткова: «Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза». В нашем случае речь идет о художнике, но суть дела от этого не меняется: внимание публики, живая реакция –удивление, восхищение, все-таки, хоть и изредка, -важны и необходимы Мастеру, равно как и признание собратьев по цеху. А что может быть лучше такой, к примеру, записи в «Книге отзывов»: «Хочу на Вашу выставку еще раз… два…три!»
Выставка «Алексей Жемчужников. Живопись. Графика» продлится до 19 апреля.
Время работы: с 10 до 18 по будням, кроме понедельника.
В субботу и воскресение – с 11 до 17 часов.