Новости. События » Новости. События » Живопись Алексея Жемчужникова

Живопись Алексея Жемчужникова

Выставка «А. Жемчужников. Живопись. Графика» начала свою работу в Галерее Дома музыки 29 февраля. 

Алексей Жемчужников Странная, мистическая дата -  последний день високосного года, как нельзя более точно подходит для вернисажа этого загадочного и почти не известного широкой публике художника. С ним вообще связано много удивительных моментов, плохо укладывающихся в рамки привычных представлений. Во-первых, это первая в жизни Алексея Жемчужникова, давно  завоевавшего признание за рубежом, персональная выставка в России, что тоже странно и необычно для нашего времени, когда  продвижение собственного творчества считается залогом успешности и популярности художника. Между тем, в его «активе»- выставки в Швейцарии, Великобритании, США, Италии. И не просто выставки, а вполне успешные. И, кстати, не только выставки: в 2001 году он участвует в Международной биеннале во Флоренции и становится лауреатом премии имени Лоренцо Медичи, а также -  обладателем серебряной медали и почетного диплома. Мастерство живописца и графика, богатство художественной фантазии, изысканная стилистика рисунка не оставили равнодушными искушенных судей этого престижного художественного форума. Кстати, одной из двух представленных во Флоренции работ, был портрет Татьяны Жемчужниковой, жены художника и его излюбленной модели, тоже художника – тонкого и искушенного. Татьяна – самый авторитетный советчик и критик, пожалуй, единственный человек, которому позволено  анализировать и «раскладывать по полочкам» творчество Алексея…

Алексей ЖемчужниковЕще один удивительный факт его биографии: по родству художник  имеет самое прямое отношение к братьям Алексею, Владимиру и Александру Жемчужниковым, поэтам, публицистам и сатирикам, создавшим в середине ХIХ века в соавторстве  с Алексеем Константиновичем Толстым знаменитую мистификацию и самую удачную маску в русской литературе - Козьму Пруткова. Дворянский род Жемчужниковых- вообще очень старинный, внесен в YI часть Родословной книги Орловской и Калужской губерний; известно имя  Василия Жемчужникова, воеводы в Вятке в 1616 году; потомки его были стольниками и стряпчими. Анна Жемчужникова, сестра авторов Козьмы Пруткова, была женой Калужского губернатора Арцимовича. Известный своими прогрессивными взглядами Алексей Михайлович Жемчужников, был близко знаком с декабристом Батеньковым… Вот такие невероятные исторические факты есть в родословной художника. Прямо иллюстрация к одному из афоризмов Козьмы Пруткова:  «Что есть лучшего? Сравнив прошедшее, свести его с настоящим».

Вероятно, логически продолжая линию своих предков, Алексей Жемчужников унаследовал от них философский склад ума, склонность к ассоциативному мышлению, остроумие и изящество мысли. Всё это легко и органично совпадает с мастерством, прекрасной изобразительной школой, полученной в ЛВХПУ – тогда –Ленинградском Высшем Художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. Ныне там же, теперь – в Санкт-Петербургской Академии Промышленного Искусства имени Штиглица, - учится его сын Макар.

Живопись Алексея Жемчужникова –это либо поэтизация обыденной повседневности- «интимный реализм», либо- реализм магический, с элементами мифологии, с аллегориями и аллюзиями, с метафорами и цитатами. Однако,вмыставка в галерее Дома музыки –свидетельство приоритета графического начала в авторском почерке художника. Всё разнообразие техник: от карандашного рисунка –до офорта и изощренной сложносочиненной смешанной техники, зачастую удивительным образом напоминающей офорт, воскрешает в памяти гениальные работы Рембрандта, Веласкеса, самого Леонардо. В таком смелом сопоставлении имен нет ни малейшего преувеличения: Жемчужников сознательно стремится к синтетическому освоению культуры, к органическому слиянию различных художественных языков.  Точность руки и безукоризненное изящество линии, помноженное на духовный максимализм, постоянное стремление к внутреннему росту, на углубленную, почти лабораторную, –исследовательскую работу, эксперименты с различными техниками, поиски смыслов – всё это требует уединения. «Служенье муз не терпит суеты»…

Становится понятным и своеобразный эскапизм художника. Между суетой самоутверждения и спокойным, углубленным, строгим–на грани аскетизма – отшельническим погружением в искусство, он выбирает второе. Не думая при этом ни о званиях, ни о популярности своего имени. Время расставит всё по своим местам: «Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого человека далеко продолжительнее собственной его жизни»(К. Прутков).

В заключение хочется вновь процитировать Козьму Пруткова: «Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза». В нашем случае речь идет о художнике, но суть дела от этого не  меняется: внимание публики, живая реакция –удивление, восхищение, все-таки, хоть и изредка, -важны и необходимы Мастеру, равно как и признание собратьев по цеху. А что может быть лучше такой, к примеру, записи в «Книге отзывов»: «Хочу на Вашу выставку еще раз… два…три!»

Выставка «Алексей Жемчужников. Живопись. Графика» продлится до 19 апреля.

Время работы: с 10 до 18 по будням, кроме понедельника.

В субботу и воскресение – с 11 до 17 часов.