18 марта в 19:00 — Концерт «От Пёрселла до The Beatles», муниципальный камерный оркестр

Новая программа муниципального камерного оркестра  оживит интереснейшие  страницы  истории английской музыки, начиная от Генри Пёрселла — представителя эпохи барокко и самого известного английского композитора-классика, популярность которого выросла в разы в начале 20в. и продолжает расти.

В XVII веке , во времена Пёрселла законодателями  музыкальной моды считались итальянцы. Пёрселл   итальянские каноны  воспроизвел блестяще и творчески, отдав должное также «соседям» — французам.

Успех на родине пришел к Элгару в 1898 году, когда были написаны орке­стровые «Энигма-вариации» (каждая часть представляет собой музыкальный шифр, до сих пор не раз­гаданный). Получив статус общеевропей­ской звезды, в 1924 году он был назначен королев­ским мастером музыки. В течение почти 30 лет Элгар был самым востребо­ванным и, по сути, главным компози­тором Соединенного Королевства, символом возрождения и долгожданного мирового успеха английской композиторской школы после так называемой «эпохи молчания».

 

Почти мгновенно после премьеры симфоническая сюита Густава Холста «Планеты» стала репер­туарным хитом не только на концертных сценах , но и в студенческих аудиториях, дере­венских любительских оркестрах, а потом и в обработках на рок-альбомах.Это тоже своего рода пьесы-шифры: в них Холст закодировал симво­лические интерпретации планетарных процессов в духе  эзотерики. Смесь увлечений композитора и астролога Холста станет особой чертой британской академической сцены в XX веке.

В 1904 году немецкий критик Оскар Шмиц назвал Великобританию «Страной без музыки»: после смерти Г.Пёрсела в 1695 году и Генделя в 1759 году Британия фактически не вносила ничего нового в раз­витие классической и позже романти­ческой музыки. Бенджамин Бриттен (1913–1976) смог завоевать не только Англию, но и осталь­ной мир, для которого  сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами.  Бриттену удалось «запол­нить пробелы» тех самых пропу­щенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было класси­ческой симфо­нии, вокальных циклов, инструмен­тальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть  уже в ХХ веке.

9 февраля 1964 года  английская группа   Beatles появилась в эфире американского телевидения на шоу Эда Салливана — по оценкам статисти­ков, их выступление посмотрели 45 % всех обладателей телевизоров в США. Это стало свидетельством стреми­тельно разгорающейся битломании  и запустило так называемое британское вторжение — феномен чрезвычайной популяр­ности британских артистов за океаном.

Калужский дом музыки